Только в Евангелии Матфея нам
дана полная версия Нагорной проповеди. В других Евангелиях содержаться те или
иные части проповеди, особенно, в Луки 6, но только Матфей записывает ее как одну
большую речь, сказанную целиком и с определенными акцентами. Иисус
располагается таким же образом, как это делают раввины, учащие в синагогах, но
Он – необычный равви (см. 7:28). Проповедь показывает Иисуса как нового и
истинного Моисея, с горы приносящего Закон народу. С другой стороны, проповедь
представляет Иисуса как Яхве, Господа Израиля, Закон Которого исходит из Его
собственных уст, а не благодаря служению ангелов (Деян. 7:53).
Приблизительный хиазм Нагорной
проповеди выглядит следующим образом:
А Множество народа: восхождение
на гору, 5:1
Б
Блаженства: обрамление благословениями Царства, 5:3,10
В
Закон и пророки не отменяются, 5:17-20
Г
«Вы слышали», 5:21-48
Д
Праведность перед Богом, 6:1-18
Г*
Разнообразие: имущество, судящая молитва
В*
краткое резюме Закона и пророков, 7:12
Б
Предостережения: царство небес, 7:21
А Множество народа: схождение с
горы, 7:28-8:1
Данная структура помещает в центр
три главных аспекта благочестия иудаизма: милостыня, молитва, пост. Это
помогает нам понять, какой аудитории адресована проповедь Иисуса. Он
проповедует Своим последователям, живущим в Палестине первого столетия.
Противопоставляя Свои слова лицемерию фарисеев (Мф. 6:2, 5, 16), Иисус говорит
ученикам, что их праведность должна превзойти праведность книжников и фарисеев.
Они должны совершать действия благочестия, но делать они должны это перед Богом
втайне, а не стремиться завоевать репутацию особенно набожных в глазах людей. Ключевая
идея состоит в том, чтобы стремиться обрести похвалу от Бога, а не от людей.
Есть множество различных интерпретаций данной проповеди. Кто-то полагает, что Иисус ужесточает требования Торы Моисея, противопоставляя Свое учение тому, что они привыкли слышать. Когда Он говорит, что они «слышат» что-то, Он приводит стихи непосредственно из Ветхозаветного Закона, а не из иудейских толкований (5:21, 27, 31, 33, 38). Многие христиане из этого делают вывод, что Иисус отбрасывает в сторону Закон Моисея. В понимании некоторых, Закон Ветхого Завета касается внешнего послушания, а Иисус проповедует о послушании сердцем и внутренней чистоте. Иисус действительно ссылается на Ветхий Завет, однако, Он дает понять, что Он совсем не собирается отбрасывать Ветхий Завет (5:17). Иисус не отвергает ветхозаветный Закон и пророков.
Другие полагают, что учение Иисуса специфично и применительно только для иудеев Его эпохи, находящихся под владычеством Римлян. Образ жизни, который предлагает Иисус, является образом жизни для конкретных людей. Когда вы беспомощны, наилучшим выбором будет обернуть другую щеку и дать верхнюю одежду тому, кто просит ее дать (5:39-40). В других обстоятельствах это не является необходимым. Когда иудеи обретут силу, они могут бороться за свои права. Когда иудеи окрепнут, они могут ударить с двойной силой. Но пока, они должны идти поприще, чтобы как-то ужиться.
Некоторые считают, что Иисус проповедует о конце света. Он думает о том, что мир на пороге разрушения и его конец близок. Поэтому Иисус дает ученикам наставление о том, как им необходимо жить в течение короткого времени перед тем, как наступит конец. Их не должно беспокоить то, как укреплять власть учеников Иисуса, так как уже не будет возможности эту власть приобрести. Ни одна из этих интерпретаций не подходит. Иисус в конце Евангелия повелевает ученикам идти к народам, чтобы «научить их всему, что Я повелел вам» (Мф.28:18-20). Повеления Иисуса гораздо шире, чем приведенное в Нагорной проповеди, но они включают сказанное в проповеди. Апостолам велено научить народы подставлять другую щеку, давать просящим и любить врагов. Это не временное этническое учение. Это часть учения Иисуса для всех народов, образ жизни для сильного, равно как и для слабого.
Многие считают, что цель Иисуса в том, чтобы откорректировать неверную интерпретацию Закона, данную фарисеями, чтобы придать силу тому, чему учил Закон. Иисус не собирается ничего менять, но пришел, чтобы Закон утвердить. Такая интерпретация проповеди имеет смысл для вступительных слов Иисуса, когда Он требует от учеников, чтобы их праведность превзошла праведность книжников и фарисеев:
17
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но
исполнить. 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна
иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 19 Итак,
кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим
наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в
Царстве Небесном. 20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет
праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. (Матф.5:17-20)
Иисус говорит, что «доколе не
прейдет небо и земля», даже наималейшая деталь Закона не будет вычеркнута. Он
заявляет, что всякий, кто нарушит «малейшую из заповедей», малейшим будет в
царстве. Такие люди могут войти в царство, но только те, кто соблюдает Закон и
учат ему, будут великими в Царстве.
Это сильная теория, но она не вполне соответствует тому, что говорит Иисус. Проблема в понимании слова «исполнить». Что Иисус имеет в виду, когда говорит об исполнении Закона и пророков? Значит ли это, что Он просто утверждает Закон, ничего при этом не меняя? Или в Его словах содержится нечто большее?
Мы сможем понять, что Иисус вкладывает в слово «исполнить», посмотрев на использование Матфеем слова «исполнить» в первых четырех главах Евангелия. Несколько раз Матфей цитирует Ветхий Завет и говорит нам, что Иисус действительно «исполнил» то или иное из Ветхого Завета (1:22, 2:15, 17, 23, 4:14). К тому времени, когда мы слышим заявления Иисуса в 5:17, у нас уже должно сложиться представлении о том, какая идея заключена в слове «исполнить». Два момента становятся очевидными. Во-первых, во всех предыдущих использованиях слова в Мат. 1-4, автор ссылается на то, что Сам Иисус есть исполнение Закона и пророков. Это является частью того, что Иисус подразумевает, говоря, что Он пришел исполнить Закон и пророков. Он указывает на Свою жизнь и труд, как исполнения Закона и пророков. Он исполняет Закон и пророков, потому что происходящее с Ним является исполнением ветхозаветных образов и теней. Он не выбирает бегство в Египет в младенчестве, это происходит как исполнение Осии 11:1 (Мф. 2:15). Он не избирает жизнь в Назарете, но Иосиф переезжает туда как исполнения пророчества.
Иисус также исполняет Закон и пророков в Своем совершенном послушании Закону. Он совершает все то, что закон требовал в каждой букве. Он единственный, кто соблюдает каждую йоту и черту Закона и учит этому людей, поэтому Он величайший из великих в Царствии Небесном. Когда Он учит о праведности, которая превосходит праведность книжников и фарисеев, Он также говорит о том способе, которым Он соблюдает Закон. Разумеется, что фарисеи и книжники, считающие себя доками в Законе, полагают, что Иисус нарушает заповеди Божьи. Но это не так. Он исполняет Закон в его глубине. Одним из примеров этого является исполнением Иисусом субботы. То, как Иисус исполняет постановления о субботе, сильно отличается от послушания этого правила книжниками и фарисеями. Иисус соблюдает субботу с прицелом на «самое важное в законе» - суд, милость и истина. Дети всегда очень беспокоятся о соблюдении правил и заставляют других исполнять их. Но дети могут исполнять правила настолько строго, что в действительности приводит к нарушению этих правил. Именно таким образом фарисеи относились к Закону. Их исполнение Закона было ребячеством. Иисус – это зрелый исполнитель Закона, и Он призывает учеников соблюдать Закон тем же способом.
Однако, слово «исполнить» имеет другие значения в Матфея 1-4. В каждом отрывке, где Матфей использует данное выражение, события, являющиеся исполнением пророчеств, весьма неожиданны. Матфея 2:15 повествует о бегстве Иисуса из Израиля, что является исполнением пророчеств Ос. 11:1 «Из Египта я призвал Сына моего». Все здесь происходит задом наперед. Иисус уходит не из Египта, а из Израиля. Царь, нападающий на детей, не фараон, а Ирод. Иисус обретает безопасность в Египте, но не в исходе из Египта. Таким образом, Иисус переворачивает исполнение пророчеств об исходе у Осии верх дном. В служении Иисуса, как исполнении Закона и пророков, также полно неожиданных поворотов. В праведности, о которой Иисус говорит ученикам, множество сюрпризов. Если меня ударили по щеке, а я ударил в ответ, то будет больно, но в этом всем мало неожиданного. Ответный удар является ожидаемой реакцией. Но если меня ударили, а я позволяю ударить меня снова – вот это удивительно и неожиданно! Это и является исполнением Закона. Такое зрелое исполнение Закона – качество тех, кто перерос детство.
Чтобы правильно понять проповедь Иисуса, необходимо увидеть структуру учения Иисуса. Обычно, проповедь Иисуса, особенно 5 глава, рассматривается как серия антитез или контрастов. Иисус цитирует Ветхий Завет или некоторые иудейские толкования Ветхого Завета, а затем корректирует это учение. Иисус говорит, «Сказано древними: не убей»; после же приводит ученикам собственное учение «Не гневайтесь». Ветхий Завет говорит: «не прелюбодействуй», а Иисус говорит «не возжелай». Иисус произносит тезис, а затем приводит в возражение антитезис.
В действительности, многое в Нагорной проповеди составлено больше в виде «триад», чем посредством контрастов. Во-первых, Иисус декларирует традиционное учение, иногда в трагичных формах. Затем Иисус описывает «ошибочный путь и осуждение», связанное с повелением, и эта секция не является императивом, но начинается со слов «А я говорю вам». В завершении Иисус дает подлинную заповедь, которая представляет собой «преобразующую законодательную инициативу», которая не просто избегает грех, но действует решительно, спасительно, разрывая порочный круг греха.
Например, в 5:21-26 Иисус сначала дает традиционное учение: «вы слышали, что сказано: не убий, кто же убьет, подлежит суду». Иисус продолжает описывать, как гнев и оскорбление приводят к убийству и наказанию: всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. До сих пор Иисус не дал никакой заповеди. Он не сказал своим ученикам: никогда не гневайтесь!!! Он просто говорит им, что послушание заповеди «не убий» требует контроля своего гнева. Он не говорит им, как контролировать гнев. Зато он приводит последнюю секцию (ст. 23-26), где в итоге дает повеление: «оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу». Если ученики Иисуса будут послушны этому повелению, они успокоят гнев, перед тем, как разгорится пламя убийства. Если они будут послушны заповеди, они преобразят своих врагов и приведут их в Царство.
Блок о возжелании (5:27) работает по аналогичной схеме. Во-первых, Иисус произносит традиционное учение из десяти заповедей: не прелюбодействуй! Затем Он говорит ученикам, что они ни в силах следовать данной заповеди во всей ее глубине без контроля сексуальных желаний. Смотреть на женщину с вожделением уже является прелюбодеянием. Опять Иисус не дает заповеди. Он описывает определенное отношение и взоры, которые являются прелюбодеянием или приводят к нему. Тогда Он дает повеление: если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Заповедь Иисуса не касается намерений или внутренних желаний, но определенного действия. Иисус говорит, что мы должны что-то сделать, чтобы избежать суда, направленного против прелюбодеев. Особое средство – радикальное удаление причины возжелания. Иисус не говорит: измени свой разум. Он говорит, делайте то, что кардинально изменит вашу позицию и отношение к женщинам и сексу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий