3 декабря 2014 г.

ПЯТЬ РЕЧЕЙ ИИСУСА. Глава из книги П.Лайтхарта "Четыре"

Первая большая речь Иисуса, Нагорная проповедь, является моделью того, что произошло на Синае. Иисус восходит на гору после вод Иордана и сорокодневного пребывания в пустыне. Находясь на горе, он цитирует Закон и наставляет учеников в праведности, превосходящей  праведность фарисеев и книжников. Он является Новым Моисеем, а также ЯХВЕ, который дает Своему народу Закон.
Давайте вспомним, что всё Евангелие от Матфея движется от «Бытие» до «II Паралипоменон». Первая проповедь Иисуса прекрасно укладывается в этот контекст. Это же относится ко всем остальным крупным речам Иисуса. Завершение Нагорной проповеди подобно нескольким отрывкам из Второзакония. Выражение «Иисус закончил слова сии» связано с Втор. 31:1-24 и 32:45. Вторая проповедь (Матф. 10) начинается ссылкой на 12 соглядатаев в Числах 13 и повелением Иисусу Навину быть приемником Моисея. Иисус видит, что Израиль «был изнурен и рассеян, как овцы, не имеющие пастыря» (Матф. 9:36). Это выражение берет свое начало в Числ. 27:17-18, где Моисей принимает решение уполномочить Иисуса Навина. Подобно Моисею Иисус наставляет главу Нового Израиля в их обязанностях при вхождении и завоевании земли. Матфея 10 соединяет Чис. 27:18 с Чис. 13:1-3. Из последнего заимствовано слово  «послал» (слово apostelon в греческих текстах книги Чисел и Матфея), из первого – наделение властью (Септуагинта, doxa, Матфея, excousia).
Это означает, что, подходя к концу Нагорной проповеди, мы приходим к завершающей фразе «Моисея» и «Пятикнижия» в повествовании Матфея. Можем сделать вывод, что Матфей заимствует многие выражения у времени Иисуса Навина и периода завоевания. Иисус рассматривает миссию Двенадцати как квазивоенную операцию. Апостолы будут «овцами среди волков» (10:16) и должны столкнуться с гонениями и отвержением (10:17, 23). Их служение принесет беспорядок в среду слушающих их, так, что восстанет брат на брата, а дети – на родителей (10:21, 35-36). Чтобы исполнить миссию, Двенадцать должны действовать мужественно, во всем полагаясь на Отца и боясь Бога больше, чем людей (10:28-29). Иисус заявляет, что Его приход принес скорее «меч», нежели мир (10:34),  и требует от Своих учеников полного посвящения, готовности умереть ради Него (10:37-39). Словами «не бойтесь!» Иисус увещевает учеников, уподобляясь Моисею и Иисусу Навину перед завоеванием земли (Чис. 14:9, 21:34, Втор. 1:21, 3:2, 22, 31:8, И. Нав. 8:1, 10:8, 25). Разумеется, новое завоевание отличается от первоначального. Это завоевание освобождения и новой жизни – больные исцеляются, мертвые воскресают, прокаженные очищаются,  бесы изгоняются. Это война священная, направленная против сатаны и его бесов. Подобно Моисею Иисус наставляет и посылает Двенадцать в землю, но не сопровождает их (11:1).
Третья речь Иисуса во многом связана с литературой мудрости, в частности с Соломоном. Иисус говорит «притчами». Данное слово впервые используется в 13:3 и употреблено двенадцать раз во всей главе. В Септуагинте слово parabole является переводом еврейского mashal. Данный термин, связанный с мудростью, используется в содержательных двухстрочных притчах и расширенных аллегорических повествованиях. В этой главе Иисус как нигде в других местах использует такой стиль мудрости, уподобляясь Соломону.  Сразу после завершения Своего учения посредством притч, Иисус направляется в Свое отечество, где люди удивлены Его мудростью (13:54). В другом месте слово «мудрость» используется лишь дважды, 11:19 и 12:42, причем последнее место является указанием на Соломона, когда царица Савская была восхищена его мудростью. Содержание учения Мат.13 связано с Соломоном. Иисус говорит о Царстве, о том, что оно придет парадоксальным, причудливым образом. Тайны «Царства Небесного» в притчах Иисуса открыты тем, кто имеет уши, чтобы слышать (13:11), и многие притчи являются метафорами Царства (13:24, 31, 33, 44, 45, 47). Хотя терминология Царства широко используется в Евангелии, 13 глава наиболее подробно описывает динамику, будущее и необходимость Царствия Небес.
Пропуская на время Матфея 18, мы перейдем к пятой речи Иисуса, в которой Он нападает на книжников и фарисеев, и к Его словам относительно храма в Иерусалиме (Мат. 23-25). Иисус ведет Себя как пророк в лучших традициях Иеремии и Иезекииля, произнося пророчества, которые касаются последних дней царства Иуды. Подобно Иеремии Иисус вступает в словесный бой с первосвященниками и лидерами и провозглашает продолжительное пророчество относительно разрушения храма рукою римлян. Стиль Иисуса очень похож на стиль ветхозаветных пророков. 23 глава приводит продолжительные и яростные обвинения в сторону книжников, фарисеев и лицемеров. Нам не сказано, где Иисус произносит эти слова, однако из повествования мы можем прийти к выводу, что действие происходит в храме. Иисус приходит в храм в 21:23, учит притчами и вступает в диспут, но, при этом не меняет Своего места расположения вплоть до 24 главы. То, что действия происходит в храме, является намеком на храмовую проповедь Иеремии в 7 и 26 главах книги пророка. Подобно Иеремии Иисус обвиняет книжников и фарисеев в том, что они превратили Израиль в «вертеп разбойников» (Иер.7:11, Мат. 21:13). Подобно «плачущему пророку» Иисус оплакивает взбунтовавшийся город (Мат.23:37-38) и предупреждает  Иерусалим, что его ожидает запустение (23:38, ср. Иер.22:5). Матфей в 24:1 описывает, как Иисус в последний раз покидает храм подобно тому, как в Иез. 8-11 ЯХВЕ оставляет храм.

Вот небольшой набросок, описывающий следующую взаимосвязь

Матфей
Ветхий Завет
Нагорная проповедь, 5-7
Откровение Синая
Миссия Двенадцати, 10
Второзаконие: подготовка к завоеванию
Притчи Царства,13
Мудрость Соломона
Эсхатологические пророчества суда, 23-25
Конец Иуды, Вавилонское Изгнание

 Если описанное выше верно, то Матфея 18 должно соотноситься с временем разделенного царства Израильской Истории. В этой главе Иисус делает акцент на том, что его ученики уподобятся ребенку в смирении и вере (18:1-3). Он предупреждает общину избегать того, что является соблазном для малых сих (18:5-14). Стихи 15-20 определяют процедуру в отношении тех, кто грешит против брата, а заключительная притча Иисуса повествует о духе прощения, который должен характеризовать Церковь (18:21-35). Иисус предполагает, что Его ученики вскоре станут независимы от всего Израиля. Слово «церковь» (греч., ekklesia) является весьма важным в данной главе. В 16:18 данное слово является указанием на храм-сообщество Иисуса, который Он намеревается построить на камне Петра, и это слово несет те же коннотации, что и в 18:17. Оно используется в Септуагинте при описании «собрания» Израиля (Втор. 4:10). Иисус использует это слово в отношении Нового Израиля Его учеников как контраст к «язычникам» вне его периметра. Хотя стих Матфея 18:17 следует за 16:18, однако, он указывает на новую ekklesia, которая приобретет собственную структуру власти, чтобы приводить в жизнь стандарты новой общины. Короче говоря, Иисус формирует Новый Израиль внутри Израиля, так же, как это делали Илия и Елисей в период династии Амврия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий