17 декабря 2013 г.

Введение к главе 7 книги Питера Лайтхарта "Четыре" - "Иоанн. Видящий Отца"

Евангелие от Иоанна во многом отличается от синоптиков. Синоптики уделяют особое внимание служению Иисуса в Галилее. Все Евангелия заканчиваются событиями в Иерусалиме, но у синоптиков Иисус приходит в Иерусалим после долгого путешествия из Галилеи. У Иоанна Иисус проводит большую часть времени в Иерусалиме и вокруг него. Служение в Галилее можно увидеть лишь во 2 главе, где описывается свадебный пир в Канне; в главе 4 Иисус исцеляет сына правителя в Капернауме, а в 6 главе мы читаем о насыщении 5-ти тысяч и хождении по Галилейскому морю. Другими словами, большая часть деятельности Иисуса сконцентрирована на Иерусалиме либо на его окрестностях.

В начале книги, в 2:13, Иисус находиться в Иерусалиме на празднике Пасхи. Там он очищает храм. Даже если это то же самое событие, которое записано в других Евангелиях, в любом случае оно не находится в хронологической последовательности. Например, у Марка изгнание бесов из синагоги задало тему всего Евангелия; у Иоанна же история об Иисусе, как о храме, который будет разрушен и восстановлен на третий день, является его главной темой. Скорее всего, встреча Иисуса с Никодимом состоялась также в Иерусалиме (гл. 3).  В Ин. 3:22 Иисус и ученики находятся в Иудее, где ученики проводили крещение. Глава 5 переносит Иисуса обратно в Иерусалим на иудейский «праздник», а в 7 главе Он опять идет в Иерусалим на праздник кущей. События глав 8-10 также происходят в храме. Глава 11 описывает воскресение Лазаря в Вифании, в Иудее, а в 12 главе Иисус опять идет в Иерусалим на страстную неделю.

Хронология Иоанна также отличается от синоптиков. У синоптиков Иисус отправляется на Пасху в конце Своей жизни, чтобы умереть и воскреснуть, но ни у кого из них так не показан взрослый Иисус, приходящий на праздник Пасхи (ср. Лук.2:41-52). События, описанные синоптиками, соответствуют одному году служения. У Иоанна мы встречаем несколько праздников Пасхи. В Иоанна 2 в Иерусалиме Иисус во время Пасхи очищает храм. В 6 главе говориться о другой Пасхе, но Иисус находится в другом месте вместе с учениками, в Галилее. В Ин. 12:1 описаны 6 дней перед еще одной Пасхой.  Возможно, Иоанн описывает только одну Пасху. Но такое ощущение, что у Иоанна как минимум два праздника Пасхи, а также минимум два праздника Кущей (гл.5 и 7).

В Евангелии от Иоанна служение Иисуса представлено другими категориями. Нет ни одного изгнания бесов, нет тех тщательно описанных событий, о которых мы читали в других Евангелиях, а также отсутствуют особо значимые чудеса Иисуса. Заметна разница в теологических акцентах. Иоанн начинает с предвечного Слова Божия, которое воплотилось в Иисусе, а Иисус представлен как вечный Бог. В конце Евангелия, Фома говорит об Иисусе, что Он «Господь и Бог». Иоанн включает серию заявлений «Я есьм», которые идентифицируют Иисуса как ЯХВЕ (6:35, 8:12, 9:5, 10:7, 14). Иоанн развивает тему, которую ученые называют «Христологией свыше».

Иоанн более, чем другие евангелисты, подчеркивает сыновство Иисуса и Его отношение с Отцом. Другие евангелисты указывают на особые взаимоотношения Иисуса с Отцом (ср. Мат. 11:25-27). Однако, Иоанн делает особый акцент на данную тему так, что его Евангелие становиться главным источником Новозаветной доктрины о Троице. Иисус называет Бога Отцом четыре раза у Марка, шесть у Луки, двадцать три у Матфея и 107 у Иоанна; Матфей использует термин «Сын» для определения Иисуса дважды, по разу это делают Марк и Лука, и восемнадцать раз Иоанн. Конечно, не только количество употреблений слова указывает на уникальность сыновства Иисуса, но также сам Иисус говорит нам о Его отношениях с Отцом.  В Иоанна 5:19 и далее Иисус защищает себя от тех, кто обвиняет Его в нарушении субботы. Он заявляет, что Сын зависим от Отца, и Он делает только то, что видит, как это же делает Отец. Отец – это модель для Сына. Сын имеет полный доступ к Отцу, Отец показывает все, что Он совершает. Отец дает Сыну силу, которую Сын использует в служении. В особенности Сыну дана сила воскреснуть из мертвых и судить. Суд и жизнь даны Сыну (5:30). В стихе 36 Иисус говорит о делах Отца, и что те же дела совершает и Сын. Когда Иисус исцеляет в Субботу, Он  делает только то, что видит в действиях Отца.

Иоанн также делает особый акцент на даре Духа, особенно в его проповеди в «горнице», описанной в главах 13-17. Эта тема начинается в главе 3, где Иисус говорит Никодиму, что тот должен родиться свыше, и что рождение от Духа подобно ветру. Не Дух Святой подобен ветру, но рожденный от Духа подобен ветру. Когда мы сталкиваемся с рожденным от Духа, мы не знаем, откуда он или куда он идет. Иисус – это Тот, Кто рожден от Духа. Впервые Иисус появляется в Евангелии, когда двое из учеников следуют за Ним. Иисус обернулся и спросил их «Что вы ищите?» и они сказали «Где Ты живешь?». На первом празднике Кущей в седьмой главе все спрашивают «Где  Иисус?», а на самом празднике встает вопрос о происхождении Иисуса. В 9 главе после исцеления слепого, все ищут Его, говоря «Где он?» (ср. 9:28-29). Иисус утверждает, что Он уходит, и как в случае с Илией, иудеи будут искать Его, но не найдут. На Суде Пилат спрашивает «Откуда ты?».

У Иоанна Дух является «Параклетом», что часто переводится как «Утешитель». Это не очень удачный перевод, поскольку греческое слово имеет юридический смысл. «Параклет» - это защитник на суде, адвокат. Для Иоанна Дух – это Тот, Кто приходит, чтобы защитить учеников Иисуса, снова убеждая мир – в юридическом смысле – в его собственном грехе.

Эсхатология Иоанна отличается от синоптиков, здесь она описывает христианскую надежду. У синоптиков, Иисус – это пророк, произносящий проклятие на храм. Присутствует намек на это и в Иоанна 2, где Иисус говорит о «разрушении храма». Однако, у Иоанна нет упоминания проповеди на Елеонской горе, нет обсуждения приходящего суда. Причина этому заключается в том, что в понимании Иоанна суд приходит в данный момент в смерти Иисуса. Крест – это великий «krisis» (греческое слово, означающее «суд») мира (Ин. 12:30-31). Иисус говорит, что суд явиться, когда Иисус будет взят от земли (сс. 31-32), когда Он будет вознесен на крест. Суд осуществляется не только в тот конкретный момент, но те, кто веруют в Иисуса, уже имеют вечную жизнь. Это не только будущий, но уже настоящий дар. 

Наконец, присутствует особенный взгляд на крест. Крест очень часто рассматривается в Новом Завете, как низшая точка жизни Иисуса.  Иисус смиряет Самого Себя на кресте, Он унижает Себя, и тогда Отец возвеличивает Его (см. Фил. 2). Но в Евангелии от Иоанна крест – это не унижение, а начало возвеличивания. Вот почему Иисус обращает столько внимание на то, как Он умрет: он не будет погребен под кучей иудейских камней, но будет «вознесен» на крест. Его «вознесение» на крест – это начало его возвеличивания. Мы видим это в 13:3: пришел Его час уйти от мира к Отцу. Час Иисуса – это час Его отшествия, и когда Он уйдет, Он уйдет к Отцу (14:12, 16:5, 10). Но этот час – не час Его вознесения, а час Его смерти.

Данная тема начинается в Ин. 3:13-15, во время ночного разговора с Никодимом. Никодим не понимает слов Иисуса о необходимости рождения свыше, о рождении от воды и Духа. Иисус – это свидетель, подобно Иоанну – свидетель небесных вещей. Иисус говорит, что способен говорить о небесном, потому что пришел с небес. Тот, Кто сошел с небес – Сын Человеческий, Тот, Кто вознесется на небеса. Вознесение Сына Человеческого на небеса – это аллюзия на Дан. 7:13. Даниил видит в видении Ветхого Днями, и подобный Сыну человеческому восходит к Ветхому Днями, чтобы принять царство и владычество над всеми народами. Иисус заявляет, что Он – это Сын Человеческий, кто сошел с небес и взойдет на небеса. Стих 14 объясняет характер вознесения к Отцу: Сын Человеческий будет вознесен как Моисей вознес змею в пустыне. В контексте становится ясным, что речь идет о возвеличивании Сына Человеческого.  Подобно Сыну Человеческому у Даниила, Иисус восходит и превозносится. Но Иоанн также говорит о кресте. Сына Человеческого повесят на шесте, как змея в пустыне. В другом месте, слово «возношение» - это также ссылка на крест: И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет (12:32-33). Таким образом, у Иоанна крест – это не уничижение сына Человеческого, но начало Его восхождения к Отцу, Его возвращение в небеса. Илия и Енох, возможно, вошли в небеса, но никто, кроме Сына Человеческого не был взят на небо подобным образом.

Первые двенадцать глав сконцентрированы на «знаках» Иисуса, слово, которое Иоанн использует для описания «чудес». В этих главах 7 знаков:
1.      Из воды в вино, гл. 2
2.      Воскресения ребенка из мертвых, гл. 4
3.      Исцеление паралитика, гл. 5
4.      Насыщение 5000, гл. 6
5.      Хождение по воде, гл. 6
6.      Слепой получает зрение, гл. 9
7.      Воскресение Лазаря, гл.11

Есть целый комплекс предпосылок и параллелей для данной схемы. Число семь предполагает ссылку на семь дней творения, а семь знаков достаточно четко соответствуют семи дням творения:

Знак
День Творения
Вода в вино, 2:1-11
День 1: Свет
Воскрешение больного мальчика, 4:46-54
День 2: Твердь
Исцеление хромого, 5:1-9
День 3: отделение земли от воды
Кормление 5000, 6:1-14
День 4: правители на небе (царь)
Хождение по воде, 6:16-21
День 5: птицы/рыбы (исход)
Слепорожденный, 9:1-12
День 6: Человек
Воскресение Лазаря, 11:1-44
День 7: суббота
Воскресение Иисуса
День 8: день после субботы

В превращении воды в вино Иисус являет Его «славу» (2:1), которая ассоциируется со светом. Человек у купальни Вифезды надеялся на исцеление посредством воды, но Иисус утверждает, что Он является более великим, чем купальня. Он способен сотворить человека из воды как новое творение. Сразу же после насыщения 5000, толпа желает сделать Иисуса царем (6:1), вознести Его в качестве правителя небес. Иисус идет по воде, что является средой обитания тех, кто сотворен в 5-ый День. Иисус исцеляет слепорожденного, изготовив глину и приложив ему на глаза, что напоминает нам сотворение Адама в Бытие 2. Воскресение Лазаря воссоздает картину восстановления из мертвых, великую Субботу, а воскресение Иисуса в завершении Евангелия связано с «днем после Субботы», восьмым днем, первым днем недели нового творения (19:31, 20:19, 20:26).

Всю книгу можно понять в свете путешествия по скинии. Начальная глава знакомит нас с «Агнцем Божьим», который пришел взять грех мира, и проводит параллель с медным жертвенником. Главы 2-4 с их фокусом на воду, напоминают умывальник. Главы 4-7 концентрируют наше внимание на кормлении 5000, где Иисус раздает хлеб предложения с золотого стола. В главах с 8 по 13 Иоанн останавливается на светильнике, размышляя  над тем, что Иисус есть свет, а на последней вечере, особенно в 17 главе, показывает Иисуса в качестве ходатайствующего священника, возносящего руки перед алтарем. Иоанн изображает гробницу Иисуса как Святое Святых. Плита, на котором лежало тело Иисуса, теперь в окружении ангелов, подобно ковчегу, а Петр, как первосвященник, первым вошел в Святое Святых.


Согласно данной схеме в 9 главе дано свежее измерение теме света. Она связана с творением и праздником кущей, где параллелью золотому светильнику, лампаде на подсвечнике является описание ученика Иисуса (ср. Мф.5). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий