10 декабря 2013 г.

Слово было Бог (перевод книги П. Лайтхарта "The Four")

Первый стих Евангелия является одним из самых известных отрывков Писания: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Когда Иоанн называет Иисуса «Словом» Бога, он раскрывает несколько моментов. Во-первых, он ссылается на рассказ о творении в Бытие 1. Иоанн в 1:1 упоминает выражение «в начале», ссылаясь на  Быт 1:1, а затем добавляет, что Слово сотворило мир (1:3). Ссылка на свет, сияющий во тьме (1:4-5), также напоминает первый день творения. За всю историю Церкви многие пытались интерпретировать слово «Логос» или «Слово» как философский принцип. Некоторые греческие философы говорили о Логосе, как об организационном принципе, а некоторые современные толкователи пошли дальше и перевели слово «Логос» как «логика»: в начале была «логика» или «причина».

Мы уже видели, что Иоанн ссылается на Быт 1. Иоанн мог знать о том, как греки понимают слово «логос», но он не спешит использовать греческие философские идеи. Он ссылается на Слово, которое привело творение к существованию. Называя Иисуса «Словом», Иоанн говорит, что Иисус – Творец. Начиная Евангелие с цитаты из Быт. 1, Иоанн утверждает, что Иисус, Слово, ставшее плотью, является представителем нового творения.
Слово Бога также является средством, с помощью которого Отец открывает Себя, чтобы быть узнанным. Это подразумевается, когда Иисус назван «Словом». Книга Притч регулярно напоминает нам, что наша речь показывает наш характер, не только в том, что мы говорим, но и как мы это говорим. Также, как наш характер проявляется через наши слова, так и Отец являет Свой характер посредством Слова. Бог использует человеческий язык. Он говорит Моисею на Синае на языке, который Моисей мог понять, а также Он говорит с пророками. Но Иоанн, говоря о Слове, имеет ввиду не слоги или произнесенные звуки. Скорее он говорит о Слове Отца, как о личности, второй ипостаси Божества, которая является Богом и которая стала плотью и обитала среди нас. Иоанн говорит, что личность, которая является Словом Божьим, пришла, чтобы «явить» нам Отца (1:18). Слово становиться плотью, чтобы истолковать и раскрыть характер Отца, показать нам, кем Отец является. Иоанну нравится использовать слова с двойным значением: он использует слова, которые  имеют больше, чем одно значение, и он заинтересован, чтобы читатель понял оба значения. Он уже использовал данный прием в 1:5. Он говорит, что свет светит во тьме и тьма не «объяла» его. Греческое слово «объял» можно интерпретировать либо как «понять» или «осознать» в интеллектуальном смысле, либо это может означать «захватить» в физическом смысле, то есть удерживать кого-то. Что же хочет нам сказать Иоанн? Когда мы читаем Евангелие, мы видим, что Иоанн использует оба смысла. Иисус говорит Иудеям, что они пребывают во тьме и не понимают слов Иисуса. Иудеи не «объяли» Иисуса. Кроме того, иудеи пытались несколько раз «схватить» Иисуса (7:30-32, 44, 10:39, 11:53). Но Он ускальзывает от них, до того момента, пока не пришел Его час. С того момента, как Он был рожден Духом, Он подобен ветру, дующему то там, то здесь и производящему звуки, но его невозможно удержать руками.

Иоанн использует глагол exegesato, которое имеет несколько значений. В контексте главы Слово «exegesato» (показывает) Отца; но также данный глагол использовался, чтобы описать раввинистическую интерпретацию закона. Иоанн намерен раскрыть несколько нюансов. Иисус послан не только для того, чтобы явить Отца, но и для того, чтобы объяснить Писание. Оба смысла связаны друг с другом. Иисус дает правильную экзегетику Писания, которая, в свою очередь, являет Отца. Эта тема продолжается на протяжении всего Евангелия. Например, в Ин. 2:22 Иисус говорит о разрушении и восстановлении храма. Он цитирует Пс.68:10 (2:17). Иудеи не способны объять то, о чем Он говорит, но ученики сохранили эти слова в своем разуме.  Когда Иисус воскрес из мертвых, Его ученики «поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус». Воскресение дало правильную интерпретацию словам Иисуса, а также иудейским Писаниям. Подобным образом в 13:18 после того, как Иисус умыл ноги ученикам, Он заявляет, что среди них находиться предатель. Он цитирует Пс. 40:10: «тот, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту». Иисус снова приводит истинное значение отрывка: псалом 40 говорит об Иуде и его предательстве. Также описание распятия – это объяснение Писания, которому надлежит быть исполненным. 19:24 описывает исполнение пророчества 21-го Псалма о дележке одежды Иисуса; в 19:28 Иисус исполняет пророчество Писания, когда просит об утолении жажды. Тот факт, что кость его не сокрушилась, также является исполнением Писания (19:36-37). Иоанн, описывая то, как римский воин прокалывает бок Иисуса, говорит, что это является исполнением пророчества Захарии – Иудеи узрят Того, Которого пронзили (Зах. 12:10). Иисус приводит устную интерпретацию Писания в Евангелии от Иоанна. Но сама жизнь Иисуса является «экзегезой» Ветхого Завета. Своей жизнью и смертью Иисус показывает истинный характер закона.

Называя Иисуса «Словом», Иоанн подчеркивает превосходство Христа над Моисеем (1:17-18). Утверждение Иоанна о том, что «Бога не видел никто никогда» является ссылкой на опыт Моисея на горе Синай. Когда Моисей просит увидеть Бога, Господь отвечает: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20). Моисей видел лишь «спину» славы Божьей, но не Его лицо (Исх. 33:22-23). Становясь плотью, Слово разъясняет нам Отца (Ин. 1:18, см 2 Кор. 3). Больше это не является истинной, что «Бога не видел никто никогда». Наоборот, Иисус говорит, что всякий, кто видел Его, видел Отца (Ин.12:45, 14:9),а также провозглашает, что Его слова и дела показывают дела и слова Отца (Ин. 5:19, 12:49). Невидимый Бог становиться видимым в Иисусе, слышимым и осязаемым (ср. 1 Ин. 1:1).

Ин 1:14 дает другой контраст. Каждый, кто слышал проповедь на Иоанна 1, знает, что слово «обитало»  обычно переводиться как «скиневало» или «разбивать шатер». Предвечный Бог приходит к нам, восприняв человеческую плоть, чтобы явить славу Божью. Заметьте: когда слава Божья в Ветхом Завете снисходит на скинию, каждый, включая Моисея и священников, уходят из шатра (Исх. 40:34-38, 3 Цар 8:10-11). Сейчас же, Слово Божьей славы снисходит в скинию Его плоти и вместо того, чтобы убежать, мы созерцаем Его славу (Ин. 1:14).

Комментариев нет:

Отправить комментарий